Проведение крупной серии краш-тестов EuroNCAP в конце года стало уже традицией. Вот и в этом году в последнюю «бойню» попало 14 автомобилей, среди которых и китайская модель, рвущаяся на европейский рынок.
Сенсацией нынешней серии краш-тестов стала очередная попытка возвращения на авторынок Евросоюза китайской марки Landwind, еще в 2005 году провалившей краш-тесты EuroNCAP. Теперь она представлена минивеном CV9, который, согласно информации автопроизводителя, отвечает самым строгим европейским стандартам безопасности. Однако в действительности все оказалось несколько иначе. В отличие от конкурентов в этом сегменте, у CV9 нет боковых подушек безопасности, системы защиты позвоночника при ударе сзади и системы стабилизации движения. Кроме того, осмотр автомобиля после краш-тестов показал, что каркас его салона оказался на пределе сохранности своей геометрии, поэтому при ДТП на больших скоростях возможны серьезные деформации с весьма пагубными последствиями для пассажиров. В итоге «китаец» получил всего две звезды.
Вторую удачную попытку в краш-тестах сделала компания Kia, которая второй раз выставила Venga. В феврале 2010 года эта модель уже подверглась проверке EuroNCAP, однако из-за некоторых недостатков во фронтальном краш-тесте она на тот момент получила четыре звезды безопасности. После этого компания Kia внесла изменения в конструкцию передней части авто и усовершенствовала работу ремней и подушек безопасности. Со второго захода Venga завоевала пять звезд.
А вот Jaguar XF неожиданно получил четыре звезды безопасности – из-за недостатков защиты взрослых пассажиров. У Volkswagen Amarok четыре звезды – плохо защищена грудная клетка водителя при столкновении со столбом. Зато этот пикап предлагает наилучшую защиту при боковом ударе о барьер. Проверили уровень безопасности и у минивена VW Sharan, который имеет одноплатформенного «брата-близнеца» по концерну VW – Seat Alhambra. Так как у этих автомобилей абсолютно одинаковые оснащение и внутренняя отделка, результаты краш-теста Sharan были присвоены и Alhambra.
Также в списке пятизвездочников – Audi A1, BMW Mini Countryman, Ford C-MAX и Ford Grand C-MAX, Kia Sportage, Opel Meriva и новый VW Passat. Nissan Micra была награждена четырьмя звездами.
В целом результаты краш-теста Audi A1 оказались хорошими, за что она и получила пять звезд безопасности. Каркас салона при лобовом столкновении не деформировался. Несмотря на компактные размеры машины, ноги и бедра людей защищены хорошо независимо от комплекции водителя и пассажиров, а также их положения во время столкновения. Слабо защищена только грудная клетка водителя при боковом столкновении с барьером, даже несмотря на наличие боковой подушки безопасности. Невысокой оказалась оценка и за защиту от хлыстовых травм при наезде сзади. Дети в машине защищены хорошо. За безопасность трехлетнего ребенка автомобилю дали максимальную оценку. В целом наивысший балл не удалось получить из-за недостатков инфографики по использованию подушек безопасности и детских кресел. Для пешехода в этой машине не страшны бампер и центральная часть капота, а вот остальные части переднего «оперения» достаточно травмоопасны. Система стабилизации у этой модели уже в «базе», а «напоминалки» о непристегнутых ремнях есть у всех пассажиров.
Второй стильный малыш – MINI Countryman – также «отстрелялся» на пять звезд. Хотя капсула салона и сохранила свою геометрическую форму, ноги водителя и переднего пассажира могут быть травмированы при лобовом ударе. При боковом столкновении с автомобилем водитель защищен хорошо и только при ударе о столб повышенную нагрузку испытывает грудная клетка. Опасность хлыстовых травм минимальна. Защита малышей на высоте – и при фронтальных и при боковых столкновениях 3-летние и полуторагодовалые дети не испытывают больших нагрузок. Недостаток испытанной модификации – отсутствие выключателя фронтальной подушки безопасности, что не позволяло установить кресло полугодовалого ребенка спинкой вперед. Передняя часть Mini оказалась безопаснее для пешеходов, чем у Audi A1. И бампер, и практически весь капот, за исключением передней кромки, для пешеходов неопасны. Система стабилизации в Mini есть в базовой версии, а сигнализацию о непристегнутых ремнях безопасности имеют только передние пассажиры.
Каркас салона в минивене Ford C-Max при фронтальном ударе сохранил свою форму. Датчики ног манекенов зафиксировали безопасные нагрузки у сидящих впереди. Впрочем, все остальные органы человека подвергались воздействию малых нагрузок. При боковых столкновениях результаты нестабильны. Так, при ударе в бок другим автомобилем водитель защищен хорошо, а при столкновении со столбом его грудная клетка испытывает опасные перегрузки. Защита от хлыстовых травм на хорошем уровне. По детской безопаснос¬ти нарекания только из-за повышенных нагрузок на трехлетнего ребенка. А вот на полуторагодовалого не действуют опасные ускорения. Для пешеходов в этой модели нетравмоопасны лишь центральные части бампера и капота.
Только четыре звезды безопасности взял в краш-тестах Jaguar XF. Хотя при лобовом ударе салон не деформировался, а датчики ног не обнаружили опасных нагрузок, коленные и бедренные суставы могут быть травмированы жесткой панелью приборов. Высокая нагрузка пришлась и на грудь водителя. За боковое столкновение с автомобилем XF получил максимальную оценку. А вот при ударе о столб защита грудной клетки водителя оказалась очень низкой. Недостаточно хороша и защита от хлыстовых ударов. За детскую безопасность оценка выше средней – недостатки в инфографике по детским креслам и неотключаемой передней подушке для установки детского сиденья спиной вперед. Пешеходов «кошка» не жалует. Для них безопасны мягкий бампер, а также небольшие зоны на капоте и внизу лобового стекла.
Семиместная версия Ford Grand C-MAX выступила в краш-тестах EuroNCAP на несколько баллов успешнее (+4 балла). Дело в том, что в этом исполнении лучше оказался результат при боковом столкновении со столбом, где на грудь водителя уже не действуют травмоопасные перегрузки. Хотя несколько баллов автомобиль уступил за детскую безопасность (-2 балла). Это авто, как и его пятиместная версия, оснащено системой стабилизации курсовой устойчивости во всех исполнениях, начиная с базовой версии. Передним пассажирам доступна система сигнализации о непристегнутых ремнях в качестве стандартного оборудования. Ограничители максимальной скорости на моделях Ford C-MAX и Ford Grand C-MAX доступны в качестве опции.
Новый компанктный SUV Kia Sportage – заслужено получил пять звезд безопасности, обойдя многих «одноклассников». При фронтальном ударе каркас салона не деформировался, а лобовое стекло сместилось внутрь всего на 2 мм. Никаких опасных нагрузок и контактов с панелью приборов при фронтальном ударе не обнаружено. При боковом столкновении с автомобилем и при наезде сзади защита пассажиров также на высоком уровне. И только при ударе о столб обнаружена повышенная нагрузка на грудную клетку. Очень хорошо защищены в этом автомобиле дети. Инфографика и варианты установки детских сидений разнообразны. А вот пешеходов создатели Sportage немного обделили защитой.
После ряда усовершенствований Kia Venga его повторно взяли для краш-тестов. Модернизация дала свои плоды, благодаря чему добавилась пятая звезда безопасности. При лобовом ударе нагрузка на грудь водителя стала меньше, хотя снизить ее максимально не удалось. Ногам и шейной части позвоночника ничего не угрожает. Боковой удар об имитатор автомобиля для водителя безопасен, а вот при столкновении со столбом его грудная клетка испытывает опасные нагрузки. Дети в этой машине защищены еще лучше. Venga также наградили за доступность информации о состоянии airbag переднего пассажира. Для пешеходов эта модель Kia оказалась более щадящей, чем «братец» Sportage.
Так же в «бою» принял участие и Landwind CV9. При фронтальном ударе на грудь впереди сидящих передается повышенная нагрузка, а их ноги могут быть травмированы рулевой колонкой, торпедо, а также разорванным металлом пола салона. Эта модель не имеет боковых подушек безопасности, поэтому боковое столкновение со столбом не проводилось. А боковой удар о препятствие показал, что грудь водителя испытывает при этом травмоопасную нагрузку. Голова трехлетнего ребенка при фронтальном столкновении перемещалась с опасными ускорениями, хотя при боковом столкновении и трехлетний ребенок, и полуторагодовалый были защищены хорошо. Передний airbag не отключается, т. е. установить детское сиденье спинкой вперед не удастся. Для пешеходов в CV9 опасны многие зоны передней части.
Еще один малыш в этой серии краш-тестов выступил не так успешно, как его коллеги из премиум-сегмента. Тем не менее, согласно результатам теста каких-то серьезных недочетов в плане безопасности у Nissan Micra нет. При лобовом столкновении некоторую опасность для ног впереди сидящих представляет торпедо. При боковом ударе о барьер защита хорошая, а вот при столкновении со столбом выявлены опасные нагрузки на грудную клетку. Нелегко придется и шейной части позвоночника при ударе сзади. Дети в этом автомобиле находятся в безопасности, а слабым «звеном» в этой номинации является недостаточная инфографика по применению детских кресел и подушек безопасности. Для пешеходов данный автомобиль также довольно безопасен. Повышенную жесткость имеет только панель внизу лобового стекла.
Микровен Opel Meriva достаточно безопасен. При фронтальном столкновении лобовое стекло сместилось внутрь салона всего на 3 мм. При этом водителю и переднему пассажиру не угрожают ни перегрузки, ни наличие контакта с панелью приборов. У Meriva обнаружен лишь один недочет – при боковом столк¬новении со столбом водитель может получить травмы грудной клетки. Детские сиденья в этой машине крепятся по-особому, поэтому нужно изучить руководство по эксплуатации. Если сиденья установить правильно, то дети находятся в безопасности как при фронтальном ударе, так и при боковом. Пешеходов эта модель в случае непредвиденных ситуаций может встретить только «комфортным» контактом с бампером и с «сердцевиной» капота. Передняя кромка и нижняя часть рамки лобового стекла довольно травмоопасны.
Пикап VW Amarok как для «грузовика с рамой» получил хорошую итоговую оценку. Но в отдельных испытаниях были серьезные проколы. Так, при боковом столкновении со столбом на грудную клетку приходится перегрузка, что чревато получением серьезных травм. А вот при ударе боком о барьер защита на высшем уровне. При аварии лоб в лоб замечание только по поводу слегка завышенной ударной нагрузки на грудную клетку водителя. Не удалось получить максимальный балл за защиту от хлыстовых травм. Что касается безопасности детей, то для их перевозки Amarok не совсем пригоден, так как при лобовом ударе на них действуют повышенные нагрузки. Подальше от этой машины следует держаться и пешеходам.
Очередное поколение Volkswagen Passat (2010 года) сделано на базе кузова Passat 2005 года, который ранее уже тестировала EuroNCAP. А так как изменилась только облицовка, а силовые элементы остались прежними, EuroNCAP не стала лишний раз бить автомобили – эксперты перенесли оценки за лобовое и боковые столкновения на новую машину. Тем более что уже тогда она показала достойный уровень безопасности как взрослых, так и детей. Для пешеходов этот автомобиль менее опасен, чем многие другие, хотя и в нем передняя кромка капота достаточно жесткая. Ныне проверили только эффективность защиты при ударе сзади и, с учетом этих результатов, пересчитали рейтинг безопасности по новой методике, которая появилась после 2005 года.
Минивен Volkswagen Sharan в нынешней «бойне» оказался наиболее безопасным для взрослых пассажиров. Автоматически к нему примкнул и «брат-близнец» Seat Alhambra, который конструктивно практически не отличается от своего соплатформенника. Эксперты EuroNCAP не выявили опасных нагрузок ни при фронтальном столкновении, ни при боковых с барьером и со столбом. Хороша защита шейной части позвоночника и при ударе сзади. За детскую безопасность эта модель не получила наилучшую оценку, тем не менее, здесь машина также в числе лидеров. Недостатки выявлены в инфографике по установке детских кресел и режиму работы airbag переднего пассажира. За безопасность пешеходов машина получила среднюю оценку, так как у нее опасны передняя кромка капота, бампер по бокам и частично область у лобового стекла.